Назад

Celestia. Основы вкратце

image

Даже там, где, кажется, нет ничего, кроме бесконечного трёхмерного пространства, наполненного горсткой крохотных моделек, можно весьма интересно проводить время — если речь идёт о достоверной и тщательно уточняемой карте нашего прекрасного мира. И вот мой небольшой рассказ о том, как пользоваться этим устройством и как понимать его язык.

Содержание

Управление

В нашем симуляторе много функций и почти все они привязаны к горячим клавишам — после небольшой тренировки мы можем успешно пользоваться им даже без помощи мыши. Описания клавиш сгруппированы здесь чуть иначе, чем в оригинальной инструкции («Справка» → «Управление программой») — похоже, что такой вариант несколько удобнее и понятнее.

При первом запуске стоит поставить настройки на максимум (включить сглаживание и текстуры наилучшего разрешения), а при каждом последующем — нажимать «Shift + %» для получения насыщенного цвета звёзд. Последний совет не относится к пока не вышедшей версии 1.7, где их цвет по умолчанию такой, как нужно.

Обзор пространства и выбор объектов

ЛКМ + перемещение мыши свободно осматриваться по сторонам
ПКМ + перемещение мыши | Shift + стрелки вращать камеру вокруг выбранного объекта — при этом объект не обязан находиться в центре экрана — эту функцию можно комбинировать с предыдущей для получения интересных панорам
наклонить камеру вниз
наклонить камеру вверх
← | ЛКМ + ПКМ + перемещение мыши влево наклонить камеру влево
→ | ЛКМ + ПКМ + перемещение мыши вправо наклонить камеру вправо
Shift + * посмотреть назад (вкл / выкл)
Ctrl + F осматриваться в альт-азимутальном режиме (вкл / выкл) — клавиши «←» и «→» теперь не наклоняют камеру, а поворачивают её вдоль горизонта — полезно после «приземления» на планету («Ctrl + G»)
ЛКМ выбрать объект под курсором; снять выбор, если под курсором нет объекта
ПКМ вызвать контекстное меню объекта под курсором
H выбрать Солнце — полезная функция для заблудившихся
Backspace выбрать родительский объект выбранного объекта (луна → планета → звезда → барицентр звёздной системы); снять выбор
1..9 на выбранной звезде или в текущей исследуемой системе: выбрать порядковую планету (если присутствуют)
0 на выбранной звезде или в текущей исследуемой системе: выбрать саму звезду
C | ЛКМ дважды поместить выбранный объект в центр экрана
T поместить и удерживать выбранный объект в центре экрана — таким образом можно получить, например, живописный обзор при неспешном пролёте мимо него
F следовать за выбранным объектом по его орбите — в кадре задний план статичен, а объект вращается
Y синхронно вращаться с выбранным объектом — в кадре задний план движется, а объект статичен
Shift + C поместить другой выбранный объект в центр экрана, не меняя положения текущего наблюдаемого объекта
Shift + ; следить за другим выбранным объектом, продолжая удерживать в поле зрения текущий объект
Shift + ' догонять выбранный объект — нечто среднее между режимами клавиш «F» и «Y»
, | Shift + ЛКМ + перемещение мыши вверх сузить текущий угол зрения (zoom in) — имитация наблюдения в телескоп
. | Shift + ЛКМ + перемещение мыши вниз расширить текущий угол зрения (zoom out) — имитация наблюдения в телескоп
нажатие колёсика мыши переключать угол зрения между текущим выбранным углом и стандартным углом

Перемещение в пространстве

G переместиться к выбранному объекту — до фиксированного углового размера (т.е. посещённый таким образом объект всегда занимает одинаковую часть экрана); повторное нажатие повторяет процедуру
Ctrl + G переместиться на поверхность выбранного объекта — при этом камера удобно разворачивается к его горизонту
Esc отменить перемещение к объекту
Home | вращение колёсика вверх | ЛКМ + ПКМ + перемещение мыши вверх | Ctrl + ЛКМ + перемещение мыши вверх перемещаться вперёд (в направлении текущего центра экрана)
End | вращение колёсика вниз | ЛКМ + ПКМ + перемещение мыши вниз | Ctrl + ЛКМ + перемещение мыши вниз перемещаться назад (в направлении, обратном текущему центру экрана)
Page Down вернуться к предыдущей посещённой локации
Page Up вернуться к следующей посещённой локации

Полёт

F1 | S скорость полёта: 0 м/с — остановка полёта
F2 скорость полёта: 1 км/с (1 000 м/с)
F3 скорость полёта: 1 000 км/с (1 000 000 м/с)
F4 скорость полёта: 1 c (299 792 458 м/с) — точная скорость света
F5 скорость полёта: 10 c (2 997 924 580 м/с)
F6 скорость полёта: 1 а.е/с (149 597 870 700 м/с)
F7 скорость полёта: 1 св.лет/с (9 460 730 472 580 800 м/с)
A увеличить скорость полёта
Z уменьшить скорость полёта
X лететь в направлении текущего центра экрана
Q лететь в направлении, обратном текущему курсу полёта — не центру экрана (вкл / выкл) — заметьте, что полёт отличается от обычного ручного движения вперёд тем, что во время него можно свободно смотреть во все стороны и от этого наш курс не изменится

Управление ходом времени

Space время: приостановка (вкл / выкл)
J время: обратный ход (вкл / выкл)
K время: медленнее в 10 раз (time rate /10)
Shift + K время: медленнее в 2 раза (time rate /2)
L время: быстрее в 10 раз (time rate x10)
Shift + L время: быстрее в 2 раза (time rate x2)
\ время: нормальная скорость (time rate 1) — т.е. время идёт с обычной скоростью там, куда мы его перемотали
Shift + ! время: синхронизация с текущим системным временем
Shift + ? вычислить, за какое время свет от выбранного объекта достигает наблюдателя
- включить задержку на прохождение света от выбранного объекта (вкл / выкл) — чем дальше объект, тем заметнее эффект

Поиск объектов

Enter вызвать окно поиска объектов по вводимому названию; выбрать объект из списка найденных
Tab прокручивать названия найденных объектов
Shift + Tab прокручивать названия найденных объектов в обратном порядке
Esc выйти из окна поиска объектов

Отображение названий объектов

E отображать названия галактик (вкл / выкл)
Shift + E отображать названия звёздных скоплений (вкл / выкл)
B отображать названия звёзд (вкл / выкл)
P отображать названия планет (вкл / выкл)
Shift + P отображать названия карликовых планет (вкл / выкл)
M отображать названия лун (вкл / выкл)
Shift + M отображать названия карликовых лун (вкл / выкл)
W отображать названия астероидов (вкл / выкл)
Shift + W отображать названия комет (вкл / выкл)
N отображать названия космических аппаратов (вкл / выкл)
Shift + & отображать названия локаций на поверхностях небесных тел (вкл / выкл) — количество выводимых названий задаётся в настройках («Вид» → «Планетография»): при значении «100» выводятся названия только самых крупных локаций, при значении «1» — абсолютно всех

Отображение объектов и их элементов

U отображать галактики (вкл / выкл)
Shift + U отображать звёздные скопления (вкл / выкл)
Shift + ^ отображать туманности (вкл / выкл)
Ctrl + A отображать атмосферы (вкл / выкл)
I отображать облака (вкл / выкл)
Ctrl + L отображать ночной свет городов (вкл / выкл) — доступно начиная с версии 1.7
Ctrl + T отображать хвосты комет (вкл / выкл)
Ctrl + E отображать тени от затмений (вкл / выкл)
Shift + ( уменьшить яркость галактик
Shift + ) увеличить яркость галактик
Shift + { понизить освещённость ночной стороны небесных тел
Shift + } повысить освещённость ночной стороны небесных тел
[ отображать меньше звёзд (повысить предел видимой звёздной величины)
] отображать больше звёзд (понизить предел видимой звёздной величины)
Ctrl + Y автонастройка предела видимой звёздной величины (вкл / выкл) — также слегка меняет функции клавиш «[» и «]»: в этом режиме они определяют количество звёзд для стандартного угла зрения
Shift + % отображать звёзды в цветах их спектральных классов (вкл / выкл) — эту насыщенную цветность рекомендуется включать всегда
Ctrl + S сменить режим отображения звёзд (размытые точки / точки / диски)
Ctrl + W отображать геометрические каркасы объектов (вкл / выкл)
Shift + + отображать предположительные поверхности малоизученных объектов (вкл / выкл)

Отображение абстракций

= отображать названия созвездий (вкл / выкл) — действует только в окрестностях Земли
/ отображать линии созвездий (вкл / выкл) — действует всюду
Ctrl + B отображать границы созвездий (вкл / выкл) — действует только в окрестностях Земли
O отображать орбиты выбранных типов объектов (вкл / выкл) — выбор этих типов (звёзды, планеты, луны, астероиды…) производится в настройках («Вид» → «Настройки просмотра»)
; отображать экваториальную координатную сетку (вкл / выкл)
Ctrl + K выделять выбранный объект красным маркером (вкл / выкл)
Ctrl + P поставить на объекте долговременную метку (вкл / выкл)

Отображение интерфейса

V отображать интерфейс и сведения о выбранных объектах (кратко / полностью / скрыть интерфейс)
` отображать счётчик FPS — кадров в секунду (вкл / выкл)

Съёмка экрана

F10 сделать снимок экрана
Shift + F10 открыть режим записи видео с экрана
F11 режим записи видео: начать / приостановить запись
F12 режим записи видео: завершить запись

Настройка экрана

Ctrl + U разделить текущее окно по горизонтали — для наблюдения за несколькими объектами одновременно
Ctrl + R разделить текущее окно по вертикали — для наблюдения за несколькими объектами одновременно
Tab переключаться между отдельными окнами
Delete удалить текущее окно
Ctrl + D удалить все окна, кроме текущего
Alt + Enter полноэкранный режим (вкл / выкл)

Назад к меню…

Свойства

У каждого физического объекта (к которым относятся, как нам теперь известно, и космические тела) есть несколько наиболее простых свойств: расстояние до него, его средний диаметр и масса. Из этих свойств следует ещё пара других: где есть диаметр, там есть и угловой размер (занимаемая объектом доля от кругового обзора в 360°), а где есть масса, там есть и плотность вещества.

Угловой размер в 1° примерно равен ширине мизинца вытянутой руки (итого в полном круге вокруг себя их поместится 360 — в общем-то, так и выходит). 1° состоит из 60' (минут), а 1' — из 60'' (секунд). Угловые размеры Солнца и Луны составляют около 30', большинства домашних планет — менее 1', а далёкие звёзды и вовсе стремятся к безразмерным точкам.

У космических объектов также есть звёздная величина, которая выражает их яркость или блеск, причём счёт здесь идёт в обратную сторону: чем меньше показатель, тем ярче наблюдаемый объект. Так, видимая нами с Земли звёздная величина Солнца принимается за -26.75, полной Луны — -12.7, Венеры — -4.6, Веги — +0.03. Однако все эти объекты находятся на очень разных расстояниях от наблюдателя и то, что кажется более ярким, на самом деле может уступать в яркости далёкой мерцающей точке.

И вот, абсолютная звёздная величина как раз и выражает такую яркость, которой любой из них обладал бы на одинаковом расстоянии в 10 парсек (~309 трлн км). По этой причине, к примеру, у звезды HIP 117828, находящейся от нас именно на таком расстоянии, её видимая звёздная величина равна её абсолютной. Абсолютная величина Солнца составляет уже всего лишь +4.8 (напомним, что в звёздной величине плюс — это ниже нуля). Тем временем на свете есть звёзды, которые даже с такого расстояния были бы ярки как половина Луны!

Напоследок среди общих природных свойств можно отметить температуру, измеряемую здесь в градусах Кельвина (°K). В целом эта шкала подобна привычной для нас шкале Цельсия, только все привычные значения температур подняты на ней на 273 градуса вверх. Замерзание воды происходит при 273°K, а её кипение — при 373°K. При нуле по Цельсию замерзает вода, а при нуле по Кельвину замерзает водород.

Свойства галактик

  • Hubble Type (тип галактики по Хабблу). Описание формы и строения галактики: эллиптическая (E), линзообразная (S0), спиральная (S), спиральная с перемычкой (SB), неправильная (Irr);
  • Distance (расстояние). Текущее расстояние до центра галактики;
  • Radius (радиус). Средний размер галактики, определяемый расстоянием от её центра до её внешнего края;
  • Apparent diameter (угловой размер). Текущий видимый размер галактики в долях от кругового обзора в 360°. Этот параметр меняется для наблюдателя в зависимости от расстояния до наблюдаемого объекта;
  • Absolute magnitude (абсолютная звёздная величина). Постоянная яркость галактики, внутри которой находится наблюдатель;
  • Apparent magnitude (видимая звёздная величина). Текущая яркость внешней для наблюдателя галактики.

Свойства звёздных скоплений

  • Type (тип скопления). Звёздные скопления бывают компактно сгруппированными — шаровыми (globular) или же рассеянными (open);
  • Core radius (радиус ядра). Размер наиболее массивной части звёздного скопления;
  • King concentration (концентрация). Мера плотности расположения звёзд в скоплении;
  • Distance (расстояние). Текущее расстояние до центра скопления;
  • Radius (радиус). Средний размер скопления, определяемый расстоянием от его центра до его внешнего края;
  • Apparent diameter (угловой размер). Текущий видимый размер скопления в долях от кругового обзора в 360°. Этот параметр меняется для наблюдателя в зависимости от расстояния до наблюдаемого объекта;
  • Absolute magnitude (абсолютная звёздная величина). Постоянная яркость скопления, внутри которого находится наблюдатель;
  • Apparent magnitude (видимая звёздная величина). Текущая яркость внешнего для наблюдателя скопления.

Свойства звёзд / звёздных остатков

  • Distance (расстояние). Текущее расстояние до поверхности звезды;
  • Abs (app) mag (абсолютная (и видимая) звёздная величина). Мера яркости звезды, вычисление которой подробно описано в предисловии этого пункта;
  • Luminosity (светимость). Интенсивность светового излучения, определяющаяся температурой и площадью поверхности звезды (исходящей, конечно, из её радиуса: S = 4 * π * R^2). Светимость звезды (так же, как и её размер, и массу) принято выражать в соответствующих мерах Солнца, параметры которого принимаются за 1. Светимость других звёзд может варьироваться от 0.000 000 001 до десятков и сотен тысяч солнц;
  • Class (спектральный класс).
    • Класс начинается с латинской буквы, обозначающей цвет поверхности звезды — происходящий из её температуры. По мере возрастания температуры объекта его цвет меняется от красного (~3 000°K) к оранжевому (~4 500°K), жёлтому (~5 500°K), белому (~6 500°K), светло-голубому (~8 500°K), голубому (~15 000°K) и наконец синему (>30 000°K). Этим цветам и соответствуют индексы O, B, A, F, G, K, M — от горячего синего к холодному красному;
    • Также выделяется класс особо горячих и оттого короткоживущих звёзд Вольфа-Райе с индексом W и температурами поверхности от 50 000°K. Их цвет — тоже синий: с дальнейшим ростом температуры длина волны уже не меняется, лишь возрастает интенсивность излучения;
    • Буква цвета обычно дополняется цифрой от 0 до 9, обозначающей градацию температуры в её классе — от повышенной к пониженной. К примеру, F5 горячее, чем F9, а F9 граничит с G0;
    • Помимо привычных ярких звёзд встречаются бурые карлики — как бы неудавшиеся звёзды, массы которых оказалось недостаточно для запуска самоподдерживающегося внутреннего горения. Поэтому после своего формирования из облака горячей материи такие звёзды могут только медленно остывать. Бурые карлики обозначаются индексами L, T, Y, которые соответствуют температурам примерно в 1 500°K, 1 000°K и 500°K;
    • Звёздные остатки — белые карлики и нейтронные звёзды — соответственно обозначаются буквами D и Q;
    • Третьей и последней частью названия класса служит римская цифра, описывающая размер звезды и стадию её эволюции (стареющие и выгорающие звёзды начинают расширяться за счёт потери плотности). Типы этих размеров — следующие: субкарлик (VI), карлик или звезда главной последовательности (V), субгигант (IV), гигант (III), яркий гигант (II), сверхгигант (I), яркий сверхгигант (Ia), гипергигант (0).
  • Apparent diameter (угловой размер). Текущий видимый размер звезды в долях от кругового обзора в 360°. Этот параметр меняется для наблюдателя в зависимости от расстояния до наблюдаемого объекта;
  • Surface temp (температура поверхности). Температура звезды, как и её размер, и срок существования, определяется в основном полученной ею массой. Здесь нужно заметить, что видимая поверхность звёзд намного холоднее их внутренней температуры, счёт которой обычно идёт на миллионы градусов Кельвина и выше;
  • Radius (радиус). Средний размер звезды, определяемый расстоянием от её центра до её поверхности. Этот показатель может варьироваться всего от десятка километров — у нейтронных звёзд — до сотен солнечных радиусов — у старых раздавшихся сверхгигантов;
  • Rotation period (период вращения). Следует различать вращение и обращение: вращается объект вокруг собственной оси, а обращается он по орбите вокруг более массивного ведущего объекта. Из-за быстрого вращения некоторые звёзды могут принимать «сплюснутую» овальную форму — такой же эффект может наблюдаться и у планет, особенно у газовых гигантов. Некоторые нейтронные звёзды совершают по нескольку сотен оборотов в секунду — пожалуй, это один из тех случаев, когда для рассматривания объектов нам может понадобиться замедление времени;
  • «Planetary companions present» («присутствует планетная система»). При наличии у звезды хотя бы одной планеты это примечание появляется в конце списка её свойств. В русской локализации версии 1.6 система ошибочно названа «планетарной»: планетарным является то, что относится к свойствам планет, а не то, что эти самые планеты в себе содержит.

Свойства планет / лун / астероидов / комет / космических аппаратов

  • Distance (расстояние). Текущее расстояние до поверхности объекта;
  • Radius (радиус). Средний размер объекта, определяемый расстоянием от его центра до его поверхности. В версии 1.6 встречается ошибка: у некоторых малоизвестных твердотельных объектов (астероидов, экзопланет…) вместо радиуса записан их диаметр. Начиная с версии 1.7 значение радиуса становится более подробным — оно выдаётся по всем трём осям объекта;
  • Apparent diameter (угловой размер). Текущий видимый размер объекта в долях от кругового обзора в 360°. Этот параметр меняется для наблюдателя в зависимости от расстояния до наблюдаемого объекта;
  • Phase angle (фазовый угол). Текущая доля освещённости объекта с точки зрения наблюдателя. В каждый момент времени звезда освещает ровно половину поверхности планеты (как и любого другого объекта на её орбите) — и взгляд на объект с его полностью освещённой стороны означает его фазу в 0°; со стороны, освещённой наполовину — 90°; со стороны, затемнённой полностью — 180°. В других случаях для обозначения этого явления вместо градусов используются проценты;
  • Rotation period (период вращения). Следует различать вращение и обращение: вращается объект вокруг собственной оси, а обращается он по орбите вокруг более массивного ведущего объекта. В случае планеты, находящейся на орбите звезды, период вращения этой планеты означает продолжительность её суток, а период обращения — продолжительность её года;
  • Mass (масса). Масса выбранного объекта. Параметр присутствует начиная с версии 1.7;
  • Density (плотность). Представляет собой отношение объёма (V) объекта к его массе (m), по формуле ρ = m / V. Большая масса в малом объёме означает высокую плотность, малая масса в большом объёме означает плотность низкую. Объём шара (по-видимому, самой распространённой формы небесных тел) вычисляется по формуле 4/3 * π * R^3. Параметр также присутствует начиная с версии 1.7;
  • Temperature (температура). Температура поверхности объекта. У твердотельного объекта она динамически меняется при его приближении к звезде и удалении от неё. Этот эффект наиболее заметен на примере комет, поскольку во время путешествия по своим сильно вытянутым орбитам они переживают почти весь спектр космических температур (а ещё с началом таяния у них возникает газовый хвост).

Назад к меню…

Единицы измерения

В этом разделе сравниваются разные величины и здесь мы можем увидеть два малознакомых термина: астрономическая единица и парсек — употребляются они обычно только для осмысления размеров космоса. Астрономическая единица — это попросту среднее расстояние от Земли до Солнца: 150 млн км. А вот парсеком называется такое расстояние, с которого вся 1 а.е видна в угловом размере одной секунды (1'') — в наименьшем, что различимо для нашего глаза — и это расстояние получается равным примерно 206 000 а.е.

Расстояние

парсеки
(пк, pc)

световые годы
(св.лет, ly)

астрономические
единицы (а.е, au)

метры
(м, m)

1 3.262 206 264.806 30 856 775 813 100 001
0.307 1 63 241.077 9 460 730 472 580 800
0.000 004 85 0.000 015 8 1 149 597 870 700
0.000 000 000 000 000 032 4 0.000 000 000 000 000 106 0.000 000 000 006 68 1

Размер

диаметры Солнца
(Dsun, D☉)

диаметры Юпитера
(Dj, D♃)

диаметры Земли
(De, D♁)

метры
(м, m)

1 9.951 109.198 1 391 400 000
0.101 1 10.973 139 822 000
0.009 16 0.091 1 1 12 742 000
0.000 000 000 719 0.000 000 007 15 0.000 000 078 5 1

Масса

массы Солнца
(Msun, M☉)

массы Юпитера
(Mj, M♃)

массы Земли
(Me, M♁)

килограммы
(кг, kg)

1 1 047.831 333 031.489 1 988 920 000 000 000 000 000 000 000 000
0.000 954 1 317.829 1 898 130 000 000 000 000 000 000 000
0.000 003 00 0.003 15 1 5 972 168 000 000 000 000 000 000
0.000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 503 0.000 000 000 000 000 000 000 000 000 527 0.000 000 000 000 000 000 000 000 167 1

Назад к меню…

Созвездия

В настоящее время небесная сфера Земли состоит из 88 созвездий самых разных форм и величин. Знание кратких латинских обозначений этих созвездий (как и греческих букв, приведённых в пункте ниже) может пригодиться нам, чтобы расшифровывать наименования звёзд наподобие «α Lyr», «γ Vel», «μ Cep» и т.д.

В последнем пункте таблицы указывается альфа-звезда данного созвездия и её видимая звёздная величина. Но иногда в созвездии есть и более яркая (т.е. меньшей величины) звезда, чем та, которая когда-то была названа альфой — в таком случае она упоминается отдельно. А некоторые современные созвездия не имеют заглавной звезды вообще — например, вследствие разделения в XVIII веке Корабля Арго на созвездия Парусов, Кормы и Киля (исходные обозначения звёзд при этом не изменились и «альфа» осталась в Киле).

код

название (лат.)

название (англ.)

название (рус.)

альфа-звезда и ярчайшая звезда

And Andromeda Andromeda Андромеда Alpheratz (2.06)
Ant Antlia The Air Pump Насос α Ant (4.28)
Aps Apus Bird of Paradise Райская Птица α Aps (3.83)
Aql Aquila The Eagle Орёл Altair (0.77)
Aqr Aquarius Water Carrier Водолей Sadalmelik (2.95), Sadalsuud (2.90)
Ara Ara The Altar Жертвенник Tchou (2.84), β Ara (2.84)
Ari Aries The Ram Овен Hamal (2.01)
Aur Auriga The Charioteer Возничий Capella (0.08)
Boo Bootes The Herdsman Волопас Arcturus (-0.05)
Cae Caelum The Chisel Резец α Cae (4.44)
Cam Camelopardalis The Giraffe Жираф α Cam (4.26), β Cam (4.03)
Cap Capricornus The Goat-Fish Козерог Algedi (3.58), Deneb Algedi (2.85)
Car Carina The Keel Киль Canopus (-0.62)
Cas Cassiopeia Cassiopeia Кассиопея Schedir (2.24)
Cen Centaurus The Centaur Кентавр Rigil Kentaurus A (0.01)
Cep Cepheus Cepheus Цефей Alderamin (2.45)
Cet Cetus The Whale Кит Menkar (2.54), Diphda (2.04)
Cha Chamaeleon Chamaeleon Хамелеон α Cha (4.05)
Cir Circinus The Drfting Compass Циркуль α Cir (3.18)
CMa Canis Major The Greater Dog Большой Пёс Sirius A (-1.43)
CMi Canis Minor The Lesser Dog Малый Пёс Procyon A (0.37)
Cnc Cancer The Crab Рак Acubens (4.26), Al Tarf (3.53)
Col Columba The Dove Голубь Phact (2.65)
Com Coma Berenices Berenice's Hair Волосы Вероники α Com A (5.17), β Com (4.23)
CrA Corona Australis Southern Crown Южная Корона α CrA (4.11), β CrA (4.10)
CrB Corona Borealis Northern Crown Северная Корона Alphekkai (2.22)
Crt Crater The Goblet Чаша Alkes (4.08), δ Crt (3.56)
Cru Crux Southern Cross Южный Крест Acrux (0.77)
Crv Corvus The Crow Ворон Alchiba (4.02), Gienah (2.58)
CVn Canis Venatici Hunting Dogs Гончие Псы Cor Caroli (2.89)
Cyg Cygnus The Swan Лебедь Deneb (1.25)
Del Delphinus The Dolphin Дельфин Sualocin A (3.86), Rotanev (3.64)
Dor Dorado The Goldfish Золотая Рыба α Dor A (3.61)
Dra Draco The Dragon Дракон Thuban (3.67), Etamin (2.24)
Equ Equuleus The Little Horse Малый Конь Kitalfa (3.92)
Eri Eridanus The River Эридан Achernar (0.46)
For Fornax The Furnace Печь α For (3.87)
Gem Gemini The Twins Близнецы Castor (1.58), Pollux (1.16)
Gru Grus The Crane Журавль Alnair (1.73)
Her Hercules Hercules Геркулес Rasalgethi (2.78)
Hor Horologium The Pendulum Clock Часы α Hor (3.85)
Hya Hydra The Water Serpent Гидра Alphard (1.99)
Hyi Hydrus The Lesser Water Snake Южная Гидра α Hyi (2.86), β Hyi (2.82)
Ind Indus The Indian Индеец α Ind (3.11)
Lac Lacerta The Lizard Ящерица α Lac (3.76)
Leo Leo The Lion Лев Regulus (1.36)
Lep Lepus The Hare Заяц Arneb (2.58)
Lib Libra The Scales Весы Zubenelgenubi (2.75), Zubeneschamali (2.61)
LMi Leo Minor The Lesser Lion Малый Лев Praecipula (3.83)
Lup Lupus The Wolf Волк Men (2.30)
Lyn Lynx Lynx Рысь α Lyn (3.14)
Lyr Lyra The Lyre Лира Vega (0.03)
Men Mensa The Table Mountain Столовая Гора α Men (5.08)
Mic Microscopium The Microscope Микроскоп α Mic (4.89), γ Mic (4.67)
Mon Monoceros The Unicorn Единорог α Mon (3.94)
Mus Musca The Fly Муха α Mus (2.69)
Nor Norma The Level Наугольник [—], γ2 Nor (4.01)
Oct Octans The Octant Октант α Oct (5.13), ν Oct (3.73)
Oph Ophiuchus Serpent Holder Змееносец Rasalhague (2.08)
Ori Orion The Hunter Орион Betelgeuse (0.45), Rigel (0.18)
Pav Pavo The Peacock Павлин Peacock (1.94)
Peg Pegasus The Winged Horse Пегас Markab (2.49), Enif (2.38)
Per Perseus Perseus Персей Mirphak (1.79)
Phe Phoenix The Phoenix Феникс Ankaa (2.40)
Pic Pictor The Painter's Easel Живописец α Pic (3.24)
PsA Piscis Austrinus The Southern Fish Южная Рыба Fomalhaut (1.17)
Psc Pisces The Fish Рыбы Al Rescha (3.82), η Psc (3.62)
Pup Puppis The Stern Корма [—], Naos (2.21)
Pyx Pyxis The Compass Компас α Pyx (3.68)
Ret Reticulum The Reticle Сетка α Ret (3.33)
Ser Serpens The Serpent Змея Unuk (2.63)
Sex Sextans The Sextant Секстант α Sex (4.48)
Scl Sculptor The Sculptor Скульптор α Scl (4.30)
Sco Scorpius The Scorpion Скорпион Antares (1.06)
Sct Scutum The Shield Щит α Sct (3.85)
Sge Sagitta The Arrow Стрела Sham (4.39), γ Sge (3.51)
Sgr Sagittarius The Archer Стрелец Rukbat (3.96), Kaus Australis (1.79)
Tau Taurus The Bull Телец Aldebaran (0.87)
Tel Telescopium The Telescope Телескоп α Tel (3.49)
TrA Triangulum Australe Southern Triangle Южный Треугольник Atria (1.91)
Tri Triangulum The Triangle Треугольник Elmuthalleth (3.42), β Tri A (3.00)
Tuc Tucana The Toucan Тукан α Tuc (2.87)
UMa Ursa Major The Great Bear Большая Медведица Dubhe (1.81), Alioth (1.76)
UMi Ursa Minor The Lesser Bear Малая Медведица Polaris (1.97)
Vel Vela The Sails Паруса [—], Regor (1.75)
Vir Virgo The Virgin Дева Spica (0.98)
Vol Volans The Flying Fish Летучая Рыба α Vol (4.00), β Vol (3.77)
Vul Vulpecula The Fox Лисичка α Vul (4.44)

Назад к меню…

Буквы звёзд

Наиболее яркие звёзды созвездий обозначаются буквами греческого алфавита, начиная с «альфы», и представленные трёхзначные коды этих букв мы можем вводить в окне поиска («Enter»), чтобы находить звёзды по названиям наподобие «α Lyr» (где код созвездия происходит из его латинского наименования). Подобная традиция обозначения звёзд в научной дисциплине — это тоже своего рода проявление дружбы народов: более того, что мне особенно дорого — народов западного и восточного.

буква

код

название (греч.)

название (англ.)

название (рус.)

α alf αλφα alpha альфа
β bet βητα beta бета
γ gam γαμμα gamma гамма
δ del δελτα delta дельта
ε eps εψιλον epsilon эпсилон
ζ zet ζητα zeta дзета
η eta ητα eta эта
θ tet θητα theta тета
ι iot ιωτα iota йота
κ kap καππα kappa каппа
λ lam λαμβδα lambda лямбда
μ mu μυ mu мю
ν nu νυ nu ню
ξ xi ξι xi кси
ο omi ομικρον omicron омикрон
π pi πι pi пи
ρ rho ρω rho ро
σ sig σιγμα sigma сигма
τ tau ταυ tau тау
υ ups υψιλον upsilon ипсилон
φ phi φι phi фи
χ chi χι chi хи
ψ psi ψι psi пси
ω ome ωμεγα omega омега

Назад к меню…

Другие примечательные функции

  • Grids (система координат). С помощью соответствующего пункта настроек («Вид» → «Настройки просмотра») на небесной сфере можно отобразить координатную сетку, которая служит для определения положений звёзд, а также скоплений и галактик. Когда наблюдение этих объектов ведётся с поверхности Земли (с высоты менее 1 000 км), у них появляются два дополнительных параметра:
    • RA, Right Ascension (прямое восхождение) — «долгота» на небесной сфере, подобная долготе и меридиану на карте Земли (т.е. координата по горизонтали). Измеряется в часах, минутах и секундах — от 0h 0m 0s до 23h 59m 59s;
    • Dec, Declination (склонение) — «широта» на небесной сфере, подобная широте и параллели на карте Земли (т.е. координата по вертикали). Измеряется в градусах, минутах и секундах — от -90° 0' 0'' до +90° 0' 0''.
    По умолчанию у нас используется экваториальная сетка («;») и эти координаты отображаются именно для неё, потому что она удобно проецирует в небо экватор, параллели и полюса самой планеты. Всего же на выбор доступны четыре координатные сетки, которые можно отображать как по отдельности, так и одновременно:
    • Азимутальная (горизонтальная): экватор сетки проходит в плоскости горизонта наземного наблюдателя — северным полюсом этой сетки для него всегда является текущий зенит;
    • Экваториальная: экватор сетки проходит в плоскости экватора Земли — северный полюс этой сетки направлен на Полярную звезду;
    • Эклиптическая: экватор сетки проходит в плоскости Солнечной системы (точнее — в плоскости обращения Земли вокруг Солнца);
    • Галактическая: экватор сетки проходит в плоскости Млечного Пути (точнее — в плоскости обращения Солнца вокруг центра Млечного Пути).
  • Bookmarks (закладки). Благодаря этой функции мы можем сохранить текущее состояние симуляции (местоположение, время, направление камеры) для последующего возвращения к нему. Закладки можно упорядочивать и переименовывать;
  • Star Browser (каталог звёзд). Находится в подменю «Навигация» и включает в себя три раздела:
    • Список объектов Солнечной системы — планет, карликовых планет, лун, карликовых лун, астероидов, комет, космических аппаратов. Пролистываемые объекты отмечаются на экране со всеми стандартными сведениями о них, к любому из них можно сразу же переместиться;
    • Список звёзд. Представляет собой таблицу на 10..500 пунктов (на выбор), в которую можно собирать самые близкие звёзды (к любому текущему местоположению), самые яркие звёзды (относительно него же) и звёзды с экзопланетами. Таблица позволяет упорядочивать найденные звёзды по названию, расстоянию до них, видимой и абсолютной звёздной величине и спектральному классу. В версии 1.7 этот инструмент стал ещё более тонким и позволяет находить звёзды по классам, прописываемым в отдельном поисковом поле;
    • Поиск событий-затмений на разных (имеющих луны) планетах Солнечной системы в заданных периодах прошлого или будущего.

Назад к меню…

Другие версии симулятора

  • По умолчанию симулятор запускается на языке системы. Чтобы запустить его на английском языке (без ошибок перевода), нам нужно открыть командную строку (cmd.exe) и поочерёдно ввести следующее:

    cd C:\Program Files\Celestia

    set LC_MESSAGES=en

    celestia

  • Загрузить замечательную версию 1.7 (пока что доступную только для Linux) можно отсюда:

    https://celestiaproject.space/download.html

    Моё предпочтение — последний пункт «On other GNU/Linux distributions» в разделе «Other distros», осуществляемый из-под live-флешки с Linux Mint.

Назад к меню…

 

 

Авторизоваться